Царство бактерии — общая характеристика

Царства грибов и бактерий самые древние на Земле. Эти организмы относительно просто устроены. Групы многогранны и включают в себя самых разнообразных представителей. Между грибами и бактериями много общего, но существуют настолько явные отличия, что учёные отнесли эти организмы к различным царствам.

Грибы

Грибы относятся к одной из многочисленных и процветающих групп низших организмов, которые встречаются во всех географических зонах. В природе обитает до сотни тысяч видов грибов: от мельчайших одноклеточных (дрожжи) до очень больших (трутовики). Они приспособились к разнообразным условиям жизни: в лесах, на полях, в почве, в воде, на стенах жилья, а также в организмах других животных и растений, как живых, так и мертвых. Для существования грибам требуются определенные условия: влага и тепло (20-25 градусов). Возраст наиболее древних ископаемых спор грибов – 170-190 млн. лет.

Грибы имеют различные формы и размеры, но в большинстве их тела состоят из тонких нитей — гифов, формирующих грибницу (мицелий), на которой вырастают плоды. В стенках клеток большинства грибов содержится особое вещество — хитин. Так как клетки грибов лишены хлорофилла и хлоропластов, им не свойственный фотосинтез, поэтому грибы являются гетеротрофными, а это значит, что они поглощают готовые питательные вещества, излишек которых преобразуется в запасное питательное вещество — гликоген. Некоторые виды являются анаэробами. Грибы всей поверхностью гифов как бы врастают в субстрат и поглощают вещества, растворенные в воде. Часть из них питается мертвой органикой и относится к сапрофитам, другая часть всасывает питательные вещества из тканей живых организмов и относится к паразитам. Ряд видов вступают в симбиоз с корневой системой растений, образуя микоризу, или с водорослями с образованием лишайников.

Размножаются грибы тремя путями:а) вегетативным (кусочками мицелия);б) бесполым (посредством спор);в) половым (мужскими и женскими гаметами).

В царстве грибов выделяют низшие, у которых тело представлено одной клеткой, и высшие, имеющие многоклеточный мицелий.

Также грибы делят по типам питания на:а) паразитические;б) плесневые;в) шляпочные.

Шляпочные — сыроежки, опята, белые, лисички, мухоморы, грузди и прочие. Их плодовые тела представляют собой ножку и шляпку, состоящие из компактно уложенных нитей грибницы. Размножаются они спорами, которые образуются в трубочках или пластинках. Плесневые грибы — мукор и пеницилл, растут на пищевых отходах, в почве, навозе, на гниющих плодах и отличаются окраской гифов. Мукор — пушистая плесень белого цвета, а пеницилл —зеленого цвета. Некоторые виды пеницилла производят вещества (антибиотики), которые губительно действуют на бактерии. В фармацевтической промышленности их выделяют и используют для лечения легочных и других заболеваний. Паразитические грибы существуют и питаются за счет живых организмов.

Читайте также:  Вакцинация детей от клещевого энцефалита

Царство Вирусы

Вирусы были открыты и 1892 г. русским биологом Д.И. Ивановским, ставшим основоположником вирусологии. Они являются неклеточной формой жизни и занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Вирусы — внутриклеточные паразиты и могут проявлять свойства живых организмов только попав внутрь клетки.

Отличия вирусов от неживой природы:

• 1) способность к размножению;
  • 2) наследственность и изменчивость.

Отличия вирусов от клеточных организмов:

• 1) не имеют клеточного строения;
  • 2) не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизма);
  • 3) могут существовать только как внутриклеточные паразиты;
  • 4) не увеличиваются в размерах (не растут);
  • 5) имеют особый способ размножения;
  • 6) имеют только одну нуклеиновую кислоту либо ДНК, либо РНК.

Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной),

когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вирусов. Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки — капсида (рис. 9.1). Некоторые более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.) помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двухцепочечной ДНК, одно- или двухцепочечной РНК.

Рис. 9.1. Строение вирусов:

а — вирус табачной мозаики; б — аденовирус (вызывает респираторные заболевания человека); в — бактериофаг: 1 — молекула РНК;

2 — молекулы белка; 3 — головка с ДНК; 4 — хвостовые нити

При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки. Бактериофаги (вирусы, паразитирующие на бактериях), как правило, не попадают внутрь клетки, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.

Вирус подавляет существующие в клетки процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых собираются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает (рис. 9.2).

Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких- то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.

Вирусы способны поражать различные живые организмы. Вирусы бактерий называются бактериофагами. Первым открытым вирусом был вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.